narga: (Default)
[personal profile] narga
Для начала небольшой взгляд в прошлое.
Лет так десять назад был необычайно популярен Пауло Коэльо. На пике общего помешательства и я купила две его книжки, "Алхимика" и "Вероника решает умереть". Прочитала одну, вторую и долго ещё не могла понять, что же не так. Вроде бы неплохой стиль, нормальный слог, сюжет не совсем избитый и всё же что-то не так.
А потом я посмотрела на стандартную страницу и до меня дошло.
Мало слов. Мало предложений. Вообще всего мало, несколько предложений на страницу, крупный шрифт, толстая бумага и огромные пустые поля. Это просто коротенькие повестушки, вытянутые до формата книги. Классический приём детской литературы, чтобы не нагружать ребёнка тяжелыми предложениями и большим количеством персонажей.
Это не значит, что детская литература это плохо. Детская литература это замечательно. Плохо только натягивать формат детской литературы на взрослую тему.

С Облачным Атласом меня познакомил Костя, сначала с фильмом (он великолепен, я о нём писала), потом с книгой.
И вот я читаю Облачный Атлас, читаю, уже стадия "фильм снимали мудаки, на кой чёрт они всё перелопатили, ааа, ВСЁ БЫЛО НЕ ТАК!!".
И тут ловлю себя на знакомой мысли "что-то не так". Язык прекрасен, сюжет замечательный, герои яркие. Идея классная. Но... что-то не так. Не как в случае с Коэльо, конечно же. Дэвид Митчелл взрослый автор с взрослым языком и удивительным подходом к мелочам. Но... что-то не так. Что?

Мне понадобилось прочитать примерно три четверти книги, чтобы на одном рассуждении про природу дикарства понять, что же не так.
Дело в том, что я это уже читала. Я не смогу найти всех авторов, которые об этом писали, которые употребляли те же обороты и те же слова. За свою жизнь я прочитала слишком много книг, чтобы помнить каждого, но ощущение дежавю не покидало меня с первой же страницы. Наверное, я не тот самый средний читатель, я не могу забывать прочитанное и не испытываю радость при ощущении дежавю. И Облачный Атлас стал для меня вторичен. Это какая-то странная компиляция, симфония из более ранних произведений. Причем компиляция такого уровня, что периодически заимствован даже стиль того или иного автора. Узнавание чужого пера и сыграло ту самую роль "что-то не так". Мне было странно видеть произведения множества, заключённые под одной обложкой и с одной фамилией.

И тут я могла бы провести прямую аналогию с Питером Китингом из "Источника" Айн Рэнд (об этой книге я поговорю позже), но всё дело в том, что у Китинга заимствования уродовали оригинал, а у Митчелла это вроде очищенного минерала, безо всяких сторонних примесей.
Может быть, именно поэтому у меня так кардинально поменялось впечатление от фильма. Фильм великолепен только в одном случае, если рассматривать его как совершенно отдельное произведение. Книга великолепна, если рассматривать её как труд многих, освобождённый от всех иных течений.

Всячески рекомендую к прочтению. Если у вас будут странные ощущения в процессе - я объяснила, откуда они могут возникнуть.

Date: 2016-12-07 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] modron.livejournal.com
Фильм "Облачный Атлас" я очень люблю - он замечательный.
Но вот читать как-то никак не соберусь. Подозреваю, что засну на нем нафиг ))

Date: 2016-12-08 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] boot-from-cd.livejournal.com
Вот честно скажу, лично моё ощущение - хрен заснёшь, слишком динамично:)

Date: 2016-12-10 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] modron.livejournal.com
Да? Фильм не особо динамичен прямо скажем.
Ну ладно - учту ))

Date: 2016-12-10 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] boot-from-cd.livejournal.com
Фильм да, при том, что в него напихали страшного экшна (например, спутник Сонми в фильме превращён в какого-то коммандос) довольно вялотекущий.
А вот книга увлекательная, хотя динамики там в разы меньше.

Profile

narga: (Default)
narga

December 2016

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 12 1314 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2017 10:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios